Краудфандинг и с чем его едят

Краудфандинг и с чем его едят

Некоторое время назад основатель и хозяин LiveInternet Герман Клименко купил к своему iPad стилус. Стилус -  вещь практичная, можно, словно ручкой, набросать план, сделать записи. Какая же связь между стилусом и краудфандингом? Дело в том, что его не выпустили бы, если б не орава пользователей Интернет, которая проинвестировала его появление на свет. Вместо того, чтобы договориться с венчурными инвесторами, разработчики стилуса обратились к одной из краудфандинговых платформ и собрали средства.

Рынок венчурного финансирования уже меняется и продолжает меняться из-за вот таких вот краудфандинговых моделей.

Работает краудфандинговый сценарий просто. Предположим, что вы хотели бы воплотить в жизнь свою бизнес-идею. Есть вариант обратиться за помощью к друзьям, домашним и дуракам (принцип трёх Д). Также, есть вариант попробовать договориться с инвесторами. Или же, вы решаете воспользоваться краудфандингом. Это случай, когда вы на специальном сайте даёте информацию о том, что у вас за проект и какой объём средств требуется для его воплощения в жизнь. Пользователи, находящие вашу идею привлекательной, помогают рублём. Причём, практически безвозмездно. Стоит сказать, что это дело не очень близко к благотворительности, поскольку многие стартапы обещают, в случае запуска, что пожертвовавшие окажутся в числе первых счастливых обладателей продукта.

Модель кажется необычной и непривычной, но набирает поклонников. Благодаря краудфандингу, в свет вышли такие изобретения как недорогая игровая консоль на Android, часы, которые показывают новые письма, пришедшие на смартфон, радиоуправляемая подводная лодка для кладоискателей и экологов и другие. Все проекты можно отнести к неординарным. Невелик шанс, что инвесторы привлеклись бы такими идеями.

Почвой для появления краудфандинга стал краудсорсинг (создание проектов и управление или при помощи сообществ в Интернете). Краудсорсинг показал, что можно запускать эффективные проекты, не прибегая при этом к традиционному управленческому составу и лишним промежуточным звеньям. При этом, кроме возможности управлять, существует возможность продавать/оплачивать труд всех участников, задействованных в процессе. Подобным способом воспользовался Майкл Делл, владелец компании Dell, когда решил продавать компьютеры напрямую, без дилеров.

Можно считать появление модели краудфандинга переворотом, равным появлению систем контекстной рекламы, давшим возможность мелким компаниям рекламировать себя. И появление краудфандинга не случайно. Традиционные схемы инвестирования имеют массу недостатков, требовался механизм, позволяющий избежать подводных камней традиционного инвестирования.

Есть ли у венчурных инвесторов поводы для паники? Определённо. Инвестор всегда мог навязывать стартапам свою волю и диктовать правила. Краудфандинговая модель меняет ситуацию в корне. Стартап набирает тысячи пожертвований от пользователей. Этот вариант «с миру по нитке» открывает для создателя возможность вести проект в рамках своего собственного видения. Кроме того, процесс инвестирования таким способом, является прозрачным и доступным.

Стоит сказать, что любой инвестор, независимо от того, сколько денег он в нём в проект, думает о нём, следит за развитием, рассказывает о нём знакомым. По этой причине тысячи таких мелких инвесторов несут волну медийного и консультационного эффекта.

Немаловажным является факт, что пользователи ощущают свою полезность, делая вклады и получают удовольствие. В случае неудачи стартапа, участники не сильно расстраиваются, ведь вложенные суммы небольшие.

Нельзя не упомянуть о значимом аспекте краудфандинга — экспертизе. Профессиональные инвесторы обычно вкладывают средства в те отрасли, в которых разбираются. Биржевая торговля связана с «автотрейдингом» (у опытного трейдера другие игроки копируют действия по купле/продаже ценных бумаг). Точно такая же система сформируется в модели краудфандинга, поэтому не стоит опасаться того, что обычные люди не имеют опыта и знаний о том, какой проект окажется перспективным.

Недостатки схема тоже имеет. Никто не застрахован от того, что создатели проектов не исчезнут с собранными средствами или не затянут выпуск продукта. Но стоит сделать скидку на то, что система молодая и имеет несовершенную юридическую основу.
В настоящее время, модель не предполагает запусков крупных проектов, требующих больших вложений, например, создание автомобиля. Но собрать сумму в 100 000 долларов вполне реально. Иногда сборы даже превышали миллион долларов.

Сотет прочитать: В банк или в банку?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *